Лфк при врожденных пороках сердца

Методика ЛФК при врожденных и приобретенных пороках сердца

Лфк при врожденных пороках сердца

В предоперационном периоде (за несколько недель до операции) решаются следующие задачи ЛФК:

– умеренная мобилизация резервов кардиореспираторной системы;

– облегчение работы сердца за счет включения экстракардиальных факторов кровообращения;

– борьба с проявлением невроза, беспокойства, формирование у больного уверенности в успешном исходе операции;

– овладение упражнениями раннего послеоперационного периода (обучение диафрагмальному дыханию и приемам безболезненного откашливания, приподнимания).

В зависимости от общего состояния больного, результатов обследования и показателей функциональных проб для построения методики ЛФК больные с врожденными пороками сердца распределяются на три группы: А, Б и В.

Группа А – больные с незначительными жалобами на легкую одышку и утомление после физической нагрузки. Гемодинамические показатели – без выраженных нарушений.

Сброс крови (открытый аортальный проток, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок) происходит «слева направо», т.е. кровь в избыточном количестве поступает в малый круг кровообращения.

Результаты функциональных проб расцениваются как благоприятные.

Группа Б – больные в состоянии средней тяжести с жалобами на слабость, одышку, сердцебиение и быструю утомляемость. Обследование указывает на гипертензию в малом круге кровообращения. У этих больных могут наблюдаться: тетрада Фалло, различные формы нарушения магистральных сосудов, единственный желудочек и др. Результаты функциональных проб – допустимые.

Группа В – больные в тяжелом состоянии с жалобами на одышку при незначительной физической нагрузке и в покое, утомляемость, сердцебиение, перебои в работе сердца, частые головные боли.

Сюда относятся больные со стенозом, коартацией аорты и другими врожденными дефектами, при которых затруднено поступление крови в большой круг кровообращения.

Результаты функциональных проб – удовлетворительные.

В предоперационном периоде занятия с этими группами больных проводят по следующей схеме (табл. 1).

Таблица 1

Распределение больных с врожденными пороками сердца по группам для занятий ЛГ (по Е.И.Янкелевич, 1995)

Показатель Группа А Группа Б Группа В
Двигательный режим Свободный Свободный (с ограничением) Полупостельный
Метод проведения занятий Групповой Малогрупповой Индивидуальный
Игровые элементы Игры малоподвижные Игры малоподвижные Игры на внимание
Место проведения занятий Зал ЛФК Зал ЛФК, холл Палата
Исходное положение Сидя, стоя Сидя Лежа
Степень нагрузки Средняя Средняя Малая
Число упражнений в занятии 18-20 14-16 10-12
Длительность занятия (в мин) 18-20 14-18 8-12
Предметы Палки, большие и малые мячи, гантели Палки и большие мячи Без снарядов
Темп Средний Медленный и средний Медленный

Занятия проводятся в основном индивидуальным или малогрупповым методом.

На занятиях ЛГ применяются динамические упражнения для всех мышечных групп; амплитуда движения и темп – индивидуальные, в зависимости от функционального состояния больного.

Все движения осуществляются с акцентом на тренировку дыхания. Возможно использование на занятиях простых предметов (мячей, гимнастических палок, легких гантелей) и малоподвижных игр.

В послеоперационном периоде решаются следующие задачи ЛФК:

– профилактика возможных осложнений (пневмонии, ателектаза легких, плевральных, плевракардиальных спаек, флебитов, атонии кишечника, тромбозов и эмболии);

– облегчение работы сердца за счет экстракардиальных факторов кровообращения;

– профилактика нарушений осанки, тугоподвижности в левом плечевом суставе;

– адаптация сердца к новым условиям гемодинамики;

– нормализация деятельности основных систем организма.

При операциях на сердце по поводу врожденных и приобретенных пороков, сердца методика ЛФК в послеоперационном периоде делится на три периода с пятью двигательными режимами: I А, I Б, II А, II Б и III.

Режим I А. Занятия ЛГ проводят в первые сутки после операции. Очень важен туалет бронхиального дерева, необходимо вывести как можно больше слизи. Следует помнить, что даже после хорошо выполненной операции больной может погибнуть в результате асфиксии, вызванной небольшой слизистой пробкой, которая закупоривает дыхательные пути.

В связи с этим занятия ЛГ проводятся ежечасно. Больной делает 3-4 дыхательных движения и несколько последовательных кашлевых толчков.

При этом методист ЛФК поддерживает руками грудную клетку больного с боков, избегая травмирования области шва; во время выдоха он осуществляет незначительное вибрационное сдавливание грудной клетки больного, «стимулируя» таким образом грудные мышцы.

Дыхательные упражнения сочетаются с движениями пальцев ног и рук. С помощью методиста больной поворачивается на бок и лежит 10-12 мин; в положении на боку методист массирует ему спину. По нескольку раз в день больные надувают воздушные шары, резиновые игрушки.

Режим I Б. Больной выполняет упражнения в и.п. сидя на постели, в медленном темпе (2-3 раза в день). Продолжается надувание резиновых игрушек. Статические дыхательные упражнения сочетаются с динамическими. Амплитуда движений постепенно увеличивается.

Режим II А. Больной выполняет упражнения сидя на стуле, пробует вставать. В занятия включаются упражнения, охватывающие большое количество групп мышц. Занятия проводятся индивидуальным или малогрупповым методом в палате. Комплекс состоит из 12-15 упражнений. На протяжении всего занятия рекомендуется следить за правильной осанкой – как в покое, так и при движении.

Режим II Б. Занятия проводятся более активно, малогрупповым методом. Больному разрешается вставать и с помощью медперсонала ходить 2-3 раза в день (на расстояние 15-20 м).

Режим III, или тренировочный режим. Занятия ЛГ проводятся групповым методом: вначале – по 3-5 чел.; в дальнейшем, перед выпиской, – по 8-10 чел. Упражнения выполняются в и.п. сидя на стуле и стоя (по 20-25 мин 1 раз в день). Допускается выполнение упражнений с небольшим напряжением, с отягощениями (гантелями весом 0,5-1 кг).

Широко применяются корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы-разгибатели туловища – преимущественно в и.п. стоя и во время ходьбы. Корригирующее влияние упражнений усиливается с применением спортивного инвентаря (гимнастических палок, мячей и пр.).

В занятия включают приседания, держась за опору, а также упражнения на развитие координации с постепенным усложнением согласованности движений. Темп выполнения упражнений – медленный и средний; в упражнениях для небольших мышечных групп – быстрый. Рекомендуется ходьба в медленном, среднем и быстром темпе с кратковременным ускорением и замедлением.

Заключительный период занятий с больным (за 3-5 дней до выписки) включает упражнения для профилактики нарушений осанки, повышения функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укрепления всех групп мышц, подготовки больного к самообслуживанию дома. Большое внимание уделяется ходьбе по коридору и по лестнице.

Время перевода больных с одного двигательного режима на другой после операции зависит от: вида врожденного или приобретенного порока; успешности операции; функционального состояния больного после операции. Так, например, после устранения дефекта межпредсердной или межжелудочковой перегородки больного переводят на тренирующий режим через 10 дней, а после протезирования клапанов – на 22-23-й день.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: //studopedia.ru/13_445_metodika-lfk-pri-vrozhdennih-i-priobretennih-porokah-serdtsa.html

Лфк при пороках сердца: особенности лечения

Лфк при врожденных пороках сердца

Дополнительное образование: Сертификационный цикл по программе «Клиническая кардиология»

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Контакты: nikitin@cardioplanet.ru

ЛФК при пороках сердца подбираются в зависимости от того, насколько сильно выражена болезнь и какие конкретно медикаменты применяют для её лечения. Играет роль присутствие воспалительных процессов внутри органа.

Применение лечебной физкультуры показано при пороках сердца, связанных с умеренной недостаточностью аортального и легкой недостаточностью митрального клапана.

Компенсирование при этих аномалиях реализовывается за счет сильных мышечных волокон левого желудка.

Когда следует проводить ЛФК с осторожностью?

Наиболее неблагоприятными для физической активности считаются совмещенные митральные пороки сердца. Особенно осторожно делать упражнения нужно, если наблюдается стеноз левого венозного отверстия.

Тогда в качестве компенсаторов выступает менее сильный правый желудочек и слабое левое предсердие. Организм не может приспособиться к серьёзным нагрузкам, т.к.

объём крови увеличивается за счёт роста количества сердечных сокращений, но ударный объём практически не увеличивается. В итоге это практически не приносит какой-либо пользы сердечной мышце.

У всех больных, страдающих от любой из разновидностей пороков, должны строго дозироваться упражнения, способствующие усилению венозного притока к сердцу. Связано это с тем, что в большом количестве они могут привести к застою крови в лёгких.

Дыхательные упражнения должны быть небольшой или умеренной глубины. Промежутки между ними частые. Пациентам с недостаточностью кровообращения гимнастику назначают во время декомпенсации.

Упражнения можно выполнять, если печень немного увеличена, присутствуют приступы мерцательной аритмии и наблюдаются незначительные застойные явления в лёгких.

Какие упражнения разрешается делать пациентам при врожденных пороках сердца?

В список врожденных пороков входят аномалии в развитии магистральных сосудов, клапанов сердца, перегородок между камерами и т.д. Упражнения выполняют после операции. В остром периоде их необходимо делать лёжа, а затем сидя. По мере нормализации двигательного режима пациент должен больше ходить.

Во время реабилитации правильно подобранные упражнения помогут ускорить выздоровление больного. Главной целью ЛФК является закрепление результатов, полученных в ходе операции, и восстановление двигательных функций пациента.

Разумеется, люди с пороками не смогут тренироваться в том же режиме, что и профессиональные спортсмены, но регулярные занятия физкультурой обязательны.

Главным видом активности является дозированная ходьба. Именно она способствует нормализации функций сердца. Людям с пороками следует отдавать предпочтение циклическим видам спорта, т.е. лыжам, ходьбе и т.д.

По мере улучшения двигательной активности комплекс упражнений расширяется. Необходимо уделять внимание тренировке дыхания, координации.

Пациентам с полной компенсацией порока сердца необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Подъём рук. В верхней точке делается вдох, а в нижней – выдох.
  2. Подъём сжатых кулаков к плечам. Дышать, как и в упражнении №1.
  3. Отведение ног в сторону.
  4. Сгибание ног в коленях. Если связки позволяют, то делать неглубокие выпады в сторону.
  5. Наклоны туловища в стороны. Руки скользят вдоль тела. Вдох делать при наклоне, выдох осуществлять после принятия исходного положения.
  6. Подъём ног, согнутых в коленях. Вдох делается во время подъёма, а выдох – после опускания ноги.
  7. Наклон корпуса вперёд. Выдох делать при выпрямлении.
  8. Ходьба на носочках.
  9. Ходьба с высоким поднимаем колен с постепенным уменьшением амплитуды до обычной ходьбы.
  10. Ходьба на носочках.

Комплекс, описанный выше, представлен в статье в качестве примера. Это не значит, что он подойдёт каждому больному с врождённым сердечным пороком, как и то, что необходимо выполнить все упражнения за раз. Нагрузку следует увеличивать постепенно. Первые занятия должны проходить под руководством инструктора. После выписки их можно делать самостоятельно.

Лфк при пороках клапана сердца

Особенности воздействия конкретных упражнений на организм определяются их видом и особенностями двигательного акта. Если говорить об оздоровительных тренировках, то здесь выделяют 3 направления:

  1. Циклические упражнения. В основном они аэробные и нужны для того, чтобы развивать выносливость у пациентов.
  2. Смешанные упражнения. Включают как аэробные, так и анаэробные упражнения. Нужны для того, чтобы развивать силовую и скоростную выносливость у больных.
  3. Ациклические упражнения. Их применяют для улучшения силовых характеристик пациентов.

Наиболее полезными считаются циклические и смешанные упражнения. Они способствуют профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, укрепляют мышцы, делают сердце более устойчивым к нагрузкам. Интенсивность упражнений должна быть ниже порогового уровня.

Его определяют индивидуально для каждого пациента. Идеальным на начальных этапах считается ходьба на беговой дорожке, со временем её можно заменить на бег. Все упражнения больные должны выполнять строго под надзором инструктора. Длительность активной части тренировки составляет 30-40 минут.

Обязательно перед упражнениями выполняется разминка.

Лфк при приобретенных пороках сердца

Главным направлением тренировок при приобретенных сердечных пороках является восстановление функционального состояния больного до необходимого уровня.

Как и в случае с людьми, страдающими от патологий сердечного клапана, здесь применяют упражнения, направленные на повышение выносливости. Приступать к аэробному тренингу сразу человеку с приобретенным пороком нельзя, т.к.

высока вероятность сердечного приступа. Интенсивность упражнений должна быть несколько ниже порогового уровня.

Кинезитерапия и пороки сердца

Данная техника является одним из направлений ЛФК. Кинезитерапия нацелена на то, чтобы сделать движения человека плавными и правильными. Она состоит из функциональных и динамических упражнений. При сердечных пороках заниматься в этом направлении можно под руководством специалиста. Он подбирает комплекс упражнений для конкретного пациента. Преимущества данного направления терапии:

  • способствует восстановлению естественных функций тела;
  • направлена на устранения причины заболевания;
  • помогает нормализовать гормональный фон;
  • обходится дешевле, чем различные медикаменты.

При занятиях на тренажёре Бубновского многие пациенты быстрее восстанавливаются после операций на сердце. МТБ способствует устранению боли в пояснице, укрепляет мышцы, повышает общую выносливость организма.

Но это всё работает, если пациенты во время тренировок соблюдают рекомендации инструктора. Нельзя делать какие-либо упражнения через силу. Если больной начал испытывать дискомфорт, то он не должен молчать. Это является сигналом к прекращению тренировки.

Заметный эффект от данной терапии проявляется спустя 5-6 месяцев.

Дыхательная гимнастика при сердечных пороках

Правильное дыхание – залог нормальной работы всех систем организма. Практически 70% людей не умеют нормально дышать.

У некоторых наблюдается недостаточный объём воздуха при вдохе, а другие люди делают неполный выход, что приводит к повышенной концентрации углекислого газа в крови.

При сердечных пороках важно нормализовать кислородный обмен в организме. Регулярно выполняя дыхательные упражнения, больные смогут добиться следующих результатов:

  1. Максимального снабжения кровяных клеток и органов кислородом.
  2. Снятия стресса.
  3. Нормализации работы нервной системы.
  4. Улучшения работы сердца и сосудов.
  5. Усиление кровообращения мозга.

Главными противопоказаниями к таким тренировкам являются всевозможные травмы мозга, неестественное повышение давления, проблемы с позвоночником, заболевания психики. Самым простым упражнением является «Волна» или «Вакуум».

Но в отличие от его спортивного аналога, больной должен концентрироваться на процессе дыхания, а не на напряжении мышц. Выполняется упражнение лёжа.

Чтобы контролировать процесс тренировки, можно положить одну руку на грудь, а вторую на живот.

Во время вдоха грудь должна подыматься, а живот втягиваться. На выдохе наблюдается обратная картина. Необходимо дышать в обычном темпе, т.е. не ускоряться и не замедляться.

Если вам вдруг стало плохо, то прекратите выполнять упражнение. У некоторых пациентов после двух повторов развивается сильная гипоксия, приводящая к головной боли. Это нормально.

При регулярных тренировках сосуды станут выносливее.

Источник: //CardioPlanet.ru/zabolevaniya/poroki/lfk-pri-porokah-serdtsa

Лфк при врожденных пороках сердца (стр. 1 из 2)

Лфк при врожденных пороках сердца

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

____________________________________________________________________ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧСКИЙ ИНСТИТУТ)»

ФАКУЛЬТЕТ Энерго

КАФЕДРА ЭС

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ РЗиА

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине

Физическая культура

на тему

ЛФК при врожденных пороках сердца

Выполнила студентка 2 курса, 6 группыЗубова И.В.

Приняла

НОВОЧЕРКАССК

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Заболевания сердечно-сосудистой системы являются в настоящее время основной причиной смертности и инвалидности населения экономически развитых стран. С каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно нарастают, все чаще заболевания сердца и сосудов встречаются и в молодом, творчески активном возрасте.

Врожденный порок сердца (ВПС) – это общее название нескольких пороков сердца, обусловленных нарушением внутриутробного развития. Порок может быть обнаружен при рождении или может оставаться незамеченным в течение ряда лет. Пороки сердца могут быть одиночными врожденными дефектами или проявляться в сложных сочетаниях.

У новорожденных наблюдаются более 35 известных врожденных пороков сердца, однако менее десяти из них являются общими. Ежегодно в США регистрируются 8 случаев рождения младенцев с врожденным пороком сердца на каждую 1 000 новорожденных.

Врожденный порок сердца по частоте встречаемости – на втором месте после врождённых пороков нервной системы. Причиной врождённого порока сердца могут быть генетические или экологические факторы, но, как правило, сочетание того и другого.

Заболевания сердца связаны с нарушением его основных функций – автоматизма, проводимости, возбудимости и сократимости.

Наиболее характерными признаками недостаточности кровообращения являются: уменьшение ударного и минутного объемов крови; понижение артериального и повышение венозного давления; увеличение количества циркулирующей крови; замедление кругооборота крови; ухудшение снабжения тканей кислородом.

Основными симптомами заболеваний сердечно-сосудистой системы являются: учащенное сердцебиение, одышка, отеки, цианоз, нарушения сердечного ритма, боли в области сердца, кровохарканье, понижение температуры тела и др.

§1. Классификация пороков сердца

Различают врождённые и приобретённые пороки сердца.

Врождённые пороки сердца – результат нарушения формирования сердца и крупных сосудов в первую половину внутриутробного развития плода, чему способствуют интоксикации и некоторые заболевания (например, краснуха) матери в первую половину беременности, биологическое действие ионизирующих излучений, хроническая гипоксия плода. Часть врождённых пороков сердца – наследственные заболевания. К «врождённым» относят и те пороки сердца, которые формируются вследствие задержки окончательного развития сердечнососудистой системы ребёнка в первые годы его жизни.

Существует более 100 различных врожденных пороков сердца. Классификаций их очень много, последняя классификация, использующаяся в России, соответствует Международной классификации болезней и только рубрик в ней 15.

Врожденные пороки сердца условно делят на 2 типа:

1. Белые (бледные, с лево-правым сбросом крови, без смешивания арте-риальной и венозной крови), они включают 4 группы:

► с обогащением малого круга кровообращения (дефект межпредсерд-ной и межжелудочковой перегородки и т. д.).

► с обеднением малого круга кровообращения (изолированный пульмо-нальный стеноз и т. д.).

► с обеднением большого круга кровообращения (изолированный аор-тальный стеноз, коарктация аорты и т. д.)

► без существенного нарушения системной гемодинамики (диспозиции сердца, мезокардии; дистопии сердца – шейная, грудная, брюшная).

2. Синие (с право-левым сбросом крови, со смешиванием артериальной и венозной крови), они включают 2 группы:

►с обогащением малого круга кровообращения (полная транспозиция

магистральных сосудов, комплекс Эйзенменгера и т. д.).

►с обеднением малого круга кровообращения (тетрада Фалло, аномалия Эбштейна и т. д.).

В 2000 году была разработана Международная Номенклатура врождённых пороков для создания общей классификационной системы.

Порок сердца может быть «синего» или «белого» типа, т. е. с синюхой или без неё, в зависимости от группы порока, направления сброса крови через сообщение между большим и малым кругами кровообращения, степени повышения давления в лёгочной артерии и состояния сердечной мышцы.

Кроме цианоза (синюхи) или бледности кожных покровов, характерны одышка, изменение размеров и положения сердца, наличие сердечных шумов и изменение тонов при выслушивании, отставание детей в физическом развитии.

При резком увеличении правого желудочка наблюдается «сердечный горб» – килеобразное выпячивание среднего отдела грудной клетки.

Приобретённые пороки сердца – результат сердечных заболеваний после рождения, чаще ревмокардита, реже – атеросклероза, септического эндокарди-та, сифилиса. Наиболее часты пороки левого предсердно-желудочкового клапанного аппарата (так называемые митральные пороки сердца), затем – аортальные, реже встречаются пороки других клапанов.

§2. Диагностика и лечение

Для определения вида порока часто необходимы специальные методы исследования: ангиокарднография, аортография, зондирование сердца.

Данные лабораторно-инструментальных методов исследования вариабельны в зависимости от конкретного порока. Среди ведущих методик можно выделить:

– ЭКГ

– обзорная рентгенография сердца и контрастные рентгенологические ме-тодики.

– эхо-КГ (основная методика – позволяет увидеть морфологию порока и определить функциональное состояние сердца).

– доплер-эхо-КГ (позволяет определить направление тока крови).

Лечение ВПС можно поделить на: хирургическое (в большинстве случаев оно является радикальным) и терапевтическое (чаще является вспомогатель-ным).

Хирургическое лечение. Зависит от фазы порока.

В первой фазе – операция по экстренным показаниям. Целесообразность данных операций, тем не менее вопрос неоднозначный и сугубо индивидуаль-ный.

Во второй фазе – операция в плановом порядке (конкретная при конкрет-ном пороке). Сроки выполнения – вопрос дискутабельный и постоянно пере-сматривается (в литературе сроки варьируют от внутриутробного выполнения операции до пубертата, но все же больше склоняются к раннему оперирова-нию).

В третьей фазе – операция не показана.

§3. Связь врождённых пороков сердца с полом

Исследование связи врождённых пороков сердца с полом было проведено в начале 70-х годов 20 века по данным, собранным в нескольких крупных кардиохирургических центрах, а также литературным данным. В результате анализа 31814 больных, страдавших врождёнными пороками сердца, была выявлена чёткая связь типа порока с полом больного (таблица).

Таблица – Соотношение полов больных с врождёнными пороками сердца

По соотношению полов врождённые пороки можно разделить на три группы – «мужские», «женские» и «нейтральные».

Наиболее чётко выраженные «женские» врождённые пороки – открытый артериальный проток (1♂♂ : 2.72♀♀); болезнь Лаутембахера (1♂♂ : 2.1♀♀); дефект предсердной перегородки вторичного типа (1♂♂ : 1.84♀♀); дефект меж-желудочковой перегородки и открытый артериальный проток (1♂♂ : 1.51♀♀).

Наиболее чётко выраженные «мужские» врождённые пороки – врождён-ный аортальный стеноз (2.66♂♂ : 1♀♀), коарктация аорты (2.14♂♂ : 1♀♀), транспозиция магистральных сосудов (1.90♂♂ : 1♀♀). Ни одному из мужских компонентов врождённых пороков сердца не соответствует аналогичное обра-зование у нормального эмбриона или у филогенетических предшественников человека.

Источник: //mirznanii.com/a/132143/lfk-pri-vrozhdennykh-porokakh-serdtsa

Комплекс упражнений при пороке сердца

Лфк при врожденных пороках сердца

Можно ли заниматься гимнастикой ребенку, страдающему пороком сердца, и какие упражнения нужно делать? Комплекс упражнений в лечебной гимнастике зависит от особенностей заболевания сердца (пороков сердца известно довольно много) и, что самое главное, какие нарушения кровообращения вызывает этот порок. Одно дело, если порок компенсированный и даже при большой нагрузке не наступает нарушений кровообращения — хотя бы незначительных отеков. Другое дело, если отеки появляются уже при небольшой нагрузке или, что еще хуже, в состоянии покоя. В последнем случае лечебно-гимнастические комплексы гимнастики для сердца будут значительно более легкими, чем при полной компенсации.

Условно различают три степени недостаточности кровообращения. Недостаточность кровообращения первой степени выявляется только при физических нагрузках, когда наблюдается усиление одышки (одышка «напряжения»). Нарушения циркуляции проявляются также со стороны нервной системы, наиболее чувствительной к недостатку кислорода (быстрая утомляемость, раздражительность, ухудшение сна).

При второй и третьей степени хронической сердечно-сосудистой недостаточности расстройство кровообращения выражено еще сильнее, в частности наблюдаются отеки, одышка при незначительных напряжениях, а иногда и в состоянии покоя.

Приводим примерный комплекс упражнений для детей и подростков, страдающих компенсированным пороком сердца,— у кого недостаточность кровообращения совершенно не выражена или почти не выражена.

Выполняя упражнения при пороке сердца, постоянно помните о двух условиях:

Первое: нагрузку наращивайте постепенно — вначале надо выполнять только три-четыре упражнения из данного или другого аналогичного комплекса (и не 4—5 раз, а 2—3 раза), затем постепенно увеличивайте нагрузку и выполняйте весь комплекс в том виде, в котором он приведен на этой схеме. (Схема условная; могут быть составлены другие комплексы с примерно равной нагрузкой.)

Второе: регулярно советуйтесь с врачом, в особенности когда одышка после выполнения упражнений или других физических действий будет длительной или будут наблюдаться другие нарушения.

Комплекс из 12 упражнений – при пороке сердца

1 и 2. Стоять прямо, руки на грудь, локти в стороны на уровне плеч. Развести руки в стороны, одновременно подняться на носки, сделать вдох, слегка отводя голову назад. Темп — 4—5 секунд на одно движение. Повторить 3—4 раза.

3. Стать прямо, держась двумя руками за спинку кровати или за спинку стула (на расстоянии одного шага). Делать небольшой наклон с круглой спиной. При наклоне — выдох, при поднимании вверх — вдох. Темп — 6—7 секунд на одно движение. Повторить 4—5 раз.

4. Если больной может свободно сгибаться, упражнение проводится без поддержки, руки свободно свисают вниз вперед (не вдоль туловища). Темп — 6—7 секунд на одно движение. Повторить 3—4 раза.

5. Наклон туловища с прямой спиной, руки на бедра, движение совершается в тазобедренных суставах. При сгибании — выдох, при разгабании — вдох. Повторить 3—4 раза.

Более крепким больным можно назначать наклон туловища — руки в стороны, руки вверх.

6. Стать прямо, руки на бедра, ноги расставлены на ширину стопы: разгибание туловища назад. Темп — 5 секунд на одно сгибание. После каждого движения остановка и свободное дыхание. Повторить 3—4 раза.

7. Боковые наклоны туловища — «насос» — необходимо делать так: наклон туловища влево, стать прямо; наклон туловища вправо, стать прямо. Не следует делать наклоны непосредственно из одной стороны в другую; 2—3 наклона в каждую сторону.

8. Стойка со слегка расставленными ногами, руки разведены в стороны на высоте плеч: поворот туловища в левую сторону — ноги остаются неподвижными, стать прямо; поворот в правую сторону — стать прямо. При стоянии прямо — вдох, при поворотах — выдох. Темп — 5 секунд на один поворот. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.

Упражнения при стоянии на одной ноге (в первые дни рука опирается на спинку стула или кровати, позднее упражнения проводятся без поддержки.)

9. Качание ноги вперед и назад, носок приподнят, чтобы не задевать пола. 4—5 качания каждой ногой.

10. Поднимание ног, согнутых в коленном суставе под прямым углом, вперед; по 3—4 раза каждой ногой.

11. Поднимание прямых ног вперед, отведение в сторону, назад; по 4—5 раз каждой ногой.

12. Стоять пятки вместе, подняться на носки, сделать приседание с прямой спиной. Разрешается держаться рукой за спинку стула или кровати. Первые дни делать только незначительные приседания — покачивания в коленных суставах.

Сделать несколько покачиваний (5— 6 раз), стать прямо. Повторить 3—4 раза. Следующие дни: стать прямо, подняться на носки, сделать приседание с прямой спиной (с поддержкой или без нее), подняться и опуститься на всю стопу. При приседании не садиться на пятки.

При поднимании — вдох, при приседании — выдох. Повторять 3—4 раза.

Помимо комплекса упражнений, дети с компенсированными формами пороков сердца могут заниматься спортивными играми (волейбол, теннис, городки и даже баскетбол). Однако продолжительность и характер нагрузки в каждом случае должны определяться или школьным врачом, или врачом — специалистом по лечебной физкультуре и медицинскому контролю.

Еще раз напомним: лечебная физкультура — могучее средство укрепления сердца и здоровья в целом во всех случаях, когда учитывается характер заболевания, нагрузки наращиваются постепенно и все это осуществляется под систематическим контролем врача.

Рекомендации кандидата медицинских наук, данные в журнале “Семья и школа”, 1962 год

Источник: //mamotvet.ru/kompleks-uprazhnenij-pri-poroke-serdca/

Физические упражнения при пороке сердца для детей старшего дошкольного возраста. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Лфк при врожденных пороках сердца

Дети, страдающие врожденными пороками сердца, как правило, отстают в физическом развитии. Их физиологический возраст не соответствует паспортному. Такие дети обычно худенькие, маленького роста, бледные.

Иногда пальцы рук и ног у них имеют лилово-красный цвет (синюшные). Во время игр больной ребенок устает быстрее своих сверстников. Он жалуется на одышку, боли в области сердца, головную боль.

Плохое самочувствие связано с недостаточным притоком крови к тканям, нарушением кровообращения и как следствие этого — кислородным голоданием.

Некоторые родители, дети которых имеют врожденный порок сердца, стараются оберегать их от всякой физической нагрузки, в особенности от физических упражнений. Правильно ли это? Конечно, нет! Полный «покой» очень неблагоприятно сказывается на состоянии таких детей.

Они нуждаются в специальных упражнениях в виде лечебной гимнастики дома и в кабинетах лечебной физкультуры поликлиник, а также в физических упражнениях в так называемой специальной группе по физкультуре в школе, но только при обязательном разрешении врача.

Осторожная, разумная тренировка с очень небольшой степенью нагрузки будет способствовать приспособлению сердечно-сосудистой системы, работающей в неблагоприятных условиях, к окружающей обстановке.

Сейчас в медицине открыта новая страница — хирургия сердца. Благодаря тонким и сложным операциям, устраняющим врожденный дефект, удается спасти жизнь и здоровье многим детям. Однако удачная операция — это еще не все. Необходимо помочь ребенку справиться с послеоперационным периодом. Исключительно полезны в это время систематически проводимые правильно дозированные физические упражнения.

Большая группа пороков сердца относится к приобретенным порокам, являющимся следствием перенесенного ревматизма. Это один из первых врагов сердца ребенка. Многие называют его «бичом» юности. Ведь в детском возрасте сердечная мышца отличается наиболее нежным строением, в связи с чем ревматизм поражает чаще именно детей.

В настоящее время известно, что причиной ревматизма служит инфекция, но он может явиться и результатом простуды, переохлаждения. Развитию болезни способствуют неправильный режим, переутомление, отсутствие занятий физическими упражнениями. Обычно острый период ревматизма длится около 1,5—2 месяцев.

Когда приступ затихает, наступает второй, подострый, период, который может продолжаться 3—4 месяца. Именно в это время и развиваются различные изменения в виде пороков сердца. Каждый приступ ревматизма оставляет след в сердце. Это заболевание может вызвать изменения и со стороны других органов и систем.

Помните, что от умелого ухода за ребенком, организации правильного двигательного режима, нужного подбора физических упражнений зависит дальнейшее его здоровье. Все это должно сочетаться с полноценным питанием, пребыванием на свежем воздухе и разумным закаливанием.

Если ребенок находится в больнице, лечебной гимнастикой с ним занимаются методисты лечебной физкультуры. Но после выписки из стационара это выполняют родители (или другие взрослые члены семьи).

Кроме острого и подострого периодов при ревматических пороках сердца бывает еще и межприступный, в который дети находятся обычно в домашних условиях. Наши практические рекомендации относятся именно к этому периоду болезни. Ниже мы приводим наиболее эффективные упражнения для детей, страдающих ревматическими пороками сердца.

Эти упражнения полезны и детям с врожденными пороками сердца (например, при открытых артериальных протоках, дефектах межжелудочковой и межпредсердной перегородок и др.) как до операции, так и находящимся в удовлетворительном состоянии в течение первых 4—6 месяцев после операции.

Прежде чем познакомить вас с упражнениями, хотим дать несколько методических советов: комплекс упражнений обычно включает 8—11 движений: 3—4 для рук, 3—4 для ног и 2—3 для туловища. После наиболее трудных упражнений обязателен отдых по 30—40 секунд (лучше в положении сидя на стуле). Можно давать упражнения с гимнастической палкой, обручем, мячом и пр.

Необходимо соблюдать принцип «рассеивания» нагрузки, т. е. чередование движений рук, ног и туловища. Темп выполнения — медленный и средний; число повторений — от 4—6 до 8—10. Занятия лучше всего проводить утром до завтрака или не ранее чем через час после него.

Во время упражнений надо следить за дыханием (не задерживать его!); ни в коем случае нельзя допускать напряжения и натуживания. В случае появления у ребенка небольшой одышки, синюшности губ, а также жалоб на утомляемость и головокружение следует прекратить занятия, В этом случае надо обязательно показать ребенка врачу.

Только с его разрешения можно продолжать занятия, согласовав с ним степень нагрузки. Увеличивать в дальнейшем нагрузку можно лишь с разрешения врача.

Предлагаем три ориентировочных комплекса упражнений (с возрастающей сложностью), которые применяются при сердечной форме ревматизма и врожденных пороках сердца.

№   1   (исходное положение — сидя)

1. Приподнимание ног, не отрывая пальцев   от  пола.   Опираясь   о   спинку стула и держась за его сиденье,  приподнять ноги повыше, не отрывая пальцев  от пола  (рис.   1).  Дыхание   произвольное. Темп средний. Повторить 10—12 раз.

2. Хлопки  над  головой. Опираясь оспинку стула, поднять руки в стороны – вверх и сделать хлопок ладонями над головой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6—8 раз.

3. Повороты   туловища.   Поворачиваясь налево и направо, делать хлопки ладонями    сбоку    туловища.    Дыхание произвольное.   Темп  средний.    Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

4. Подбрасывание мяча. Подбрасывать и ловить маленький мяч перед собой то правой, то левой рукой. Дыхание произвольное.  Темп  средний.  Повторить 7—10 раз каждой рукой.

5. Удары мяча о пол.   Ударять   маленький мяч о пол перед собой и ловить его то одной, то другой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз каждой рукой.

6. Потягивание. Взяв  в  руки  обруч, поднимать его прямыми руками вверх над  головой,  энергично  потягиваясь  и делая вдох.   Темп   медленный.   Повторить 4—6 раз.

7. Выравнивание спины. Держа обруч вертикально над головой, опускать его за спину, сводя   лопатки   и   слегка прогибая   спину.   Дыхание    произвольное.   Темп   медленный.   Повторить   4—6 раз.

8. Сдувание бумажки. Положив  на ладонь согнутой руки кусочек бумажки, энергичным выдохом   через   почти сомкнутые   губы   стараться   сдуть   ее с руки. Повторить 5—8 раз.

№ 2 (исходное положение — сидя)

1. Переступание.  Опираясь   руками на сиденье стула,  переступать  ногами по полу в течение 20—30 секунд. Дыхание   произвольное.  Темп  средний.

2. Отведение  рук  в  стороны.  Опираясь на спинку стула, медленно, с глубоким  вдохом  отводить  прямые  руки в стороны ладонями  вверх, сводя лопатки. Повторить 4—6 раз.

3. «Насос».    Наклонять     туловище вправо    и    влево,    скользя    ладонями вдоль   туловища.   Дыхание   произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

4. Поочередное     разгибание   ног. Опираясь   на   спинку   стула,   разгибать вперед то правую, то левую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз каждой ногой.

5. Растягивание   «пружины».    Опираясь на спинку стула, согнуть руки перед грудью, сжав пальцы в кулак. Отводить   согнутые   руки   назад,   как   бы растягивая перед собой пружину. Дыхание    произвольное,    без    задержки. Темп средний. Повторить 6—8 раз.

6. Поднимание   палки   вверх.   Взяв палку руками на ширине плеч, поднимать ее вперед-вверх, делая глубокий вдох и выпрямляя спину. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

7. Опускание палки за спину. Держа палку руками на ширине плеч, поднять ее вверх и опустить   за  спину  к  углам лопаток,    выравнивая   спину   и   делая глубокий вдох. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

8. Отведение  рук  назад.  Опираясь на  спинку  стула,   медленно   прогибать спину с глубоким вдохом, отводя руки назад. Повторить 4—6 раз.

9. Переступание в стороны. Держась руками  за сиденье стула,  переступить ногами по полу   то   вправо, то влево. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.

10. Поднимание    мяча.    Медленно поднимать прямыми руками   мяч   вперед-вверх, прогибая спину и делая глубокий вдох. Повторить 4—8 раз.

№  3 (исходное положение — стоя)

1. Ходьба. Походить по комнате, высоко поднимая колени, в течение 30—40    секунд.    Дыхание     произвольное. Темп средний.

2. Прогибание    спины.    Поднимая руки вперед-вверх пошире, с глубоким вдохом прогибать спину, слегка отводя голову назад. Темп медленный. Повторить 5—8 раз.

3. «Насос».   Наклоняться   вправо   и влево со скользящим   движением   рук по бокам   туловища.   Дыхание   произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз в каждую сторону.

4. Бросание мяча в стену. Бросать маленький мяч в стену то правой, то левой рукой и ловить его обеими руками. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 5—10 бросков   каждой   рукой.

5. «Конькобежец».   Поставить   ноги врозь пошире и, заложив руки за спину, попеременно сгибать то левую, то правую ногу, имитируя движения конькобежца. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз в каждую сторону.

6. «Бокс». Сжав пальцы в кулаки, согнуть руки к груди и делать энергичные удары вперед то одной, то другой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 5—10 ударов каждой рукой.

7. Повороты с палкой. Держа палку за спиной  на углах лопаток,  поворачивать туловище направо и налево. Ноги не  сгибать  и  не сдвигать с места.  Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.

8. Бросание    мяча    вверх.    Держа большой мяч обеими руками,  подбрасывать   его   вверх   и   ловить.   Дыхание произвольное.  Темп   средний.   Сделать 7—10 бросков.

9. «Лыжник». Поставив ступни параллельно  и  подняв  руки  вперед,  делать полуприседание,   энергично   опуская   и отводя назад руки, имитируя отталкивание палками при катании на лыжах. Дыхание    произвольное.    Темп    средний. Повторить 5—8 раз.

10. Потягивание с палкой. Взяв палку руками немного шире плеч, медленно, с глубоким   вдохом   поднимать   ее вверх над головой, вытягивая все тело. Повторить 4—6 раз.

11. «Косарь». Взяв палку в руки, делать   движения   руками   и   туловищем, подражая работе косаря (рис. 2). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8—10 раз.

12. Отдых. Сесть, опереться на спинку стула, расслабить мышцы и спокойно отдохнуть в течение 1,5—2 минут.

//www.irelle.com/

Источник: //www.liveinternet.ru/users/3130595/post101447038/

Общий Врач
Добавить комментарий